ОКБ им. Сухого
АНТ-5
АНТ-25
АНТ-37бис
И-4
И-14
И-330
И-360
П-1
П-42
С-37 БЕРКУТ
С-54
C-80
C-80ГП
СЗ-2
СУ-1
СУ-2
СУ-3
СУ-4
СУ-5
СУ-6
СУ-7 (1-й)
СУ-7
СУ-7Б
СУ-7БМ
СУ-7БКЛ
СУ-7БМК
СУ-7У
СУ-7УМК
СУ-8
СУ-9 (1-й)
СУ-9
СУ-10
СУ-11 (1-й)
СУ-11
СУ-12
СУ-13
СУ-15 (1-й)
СУ-15
СУ-15Т
СУ-15ТМ
СУ-15УМ
СУ-15УТ
СУ-17 (1-й)
CУ-17
CУ-17М
CУ-17М2
CУ-17М3
CУ-17М4
СУ-17УМ
CУ-19
CУ-20
CУ-22
СУ-24
СУ-24М
СУ-24М2
СУ-24МК
СУ-24МП
СУ-24МР
СУ-24М(ТЗ)
СУ-25 ГРАЧ
СУ-25БМ
СУ-25СМ
СУ-25Т
СУ-25УБ
СУ-25УТГ
СУ-26
СУ-27
СУ-27ИБ
СУ-27K
СУ-27М
СУ-27СК
СУ-27СМК
СУ-27УБ
СУ-27УБК
СУ-27УБМ
СУ-27УБМ1
СУ-27УБП
СУ-28
СУ-29
СУ-30
СУ-30К
СУ-30КИ
СУ-30КН
СУ-30МК
СУ-30МК2
СУ-30МКИ
СУ-30МКК
СУ-31
СУ-32FN
СУ-33
СУ-33КУБ
СУ-34
СУ-35
СУ-35УБ
СУ-37
СУ-38
CУ-39
СУ-47 БЕРКУТ
СУ-49
Т-3
Т-4
Т-4М
Т-4МС

Т-6
Т-10
Т-37
Т-58Л
Т-58ВД
УТБ-2
ШБ
Ремонты офисов

С-54 многоцелевой учебно-боевой истребитель.


Опыт ведения воздушных войн свидетельствует, что победу одерживает та из сторон, которая более быстрыми темпами, чем противник, сумеет нарастить боевую мощь своей авиации. А этого нельзя достичь, имея на вооружении только тяжелые истребители, способные эффективно решать широкий круг боевых задач, но обладающие одним весьма существенным недостатком: в случае возникновения угрозы широкомасштабных боевых действий (а события в Югославии лишний раз подтвердили, что подобные сценарии в обозримом будущем вполне вероятны) даже наиболее развитые в экономическом отношении страны не смогут быстро и в нужных количествах развернуть их полномасштабное производство.

В настоящее время планами ВВС США предусматривается до 2012 г. закупить лишь 339 истребителей пятого поколения Локхид Мартин F-22A "Рэптор" (возможно, в дальнейшем это число уменьшится). Даже если Министерство обороны России сумеет найти средства на развертывание выпуска собственных истребителей аналогичного класса, их число, при самом оптимистичном прогнозе, также вряд ли превысит две - три сотни. Этого явно недостаточно для сохранения способности к ведению боевых действий в воздухе в любой сколько-нибудь продолжительной войне.

Очевидно, что истребительный парк ВВС нашей страны должен включать также легкие, простые в производстве "мобилизационные" самолеты, массовый выпуск которых можно сравнительно быстро развернуть на предприятиях авиационной промышленности в угрожаемый период или непосредственно в ходе боевых действий.

Современный уровень авиастроения позволяет создать такой истребитель - своеобразный "МиГ-21 XXI века", по своим боевым возможностям не уступающий значительно более тяжелым и дорогостоящим машинам типа Су-27, F-15 или F/A-18E/F. Создание легкого компактного истребителя корабельного базирования, имеющего минимальные габариты, позволило бы резко повысить боевой потенциал авианосцев, в несколько раз увеличив число боевых самолетов на борту каждого корабля. Немаловажным достоинством легкого истребителя является и его значительно более высокий экспортный потенциал. Сегодня тяжелыми истребителями (класса Су-27 или F-15) располагают лишь несколько стран - Россия, США, Китай, Индия, Израиль, Саудовская Аравия и Япония. В то же время десятки стран имеют в составе своих ВВС более легкие истребители четвертого поколения (МиГ-29, F-16, F/A-18 и "Мираж" 2000). Однако и эти самолеты, нормальная взлетная масса которых уже перевалила за 15 т, уже нельзя в полной мере назвать "легкими". И уж никак не "тянут" на "легкую весовую категорию" зарубежные самолеты нового поколения - EF2000 "Тайфун", "Рафаль" и F-2. Запредельной (60 - 100 млн. долл.) стала и стоимость этих машин, что делает их недоступными для большинства потенциальных покупателей.

В этих условиях в ряде стран, активно ищущих свое место на мировом авиационном рынке (Китае, Индии, Германии, Южной Корее и др.) начались работы по созданию более легких (10 - 12 т) и значительно более дешевых машин, в значительной степени ориентированных на экспорт. Однако анализ характеристик этих самолетов позволяет сделать вывод, что по своим боевым возможностям они будут значительно уступать модернизированным российским, европейским и американским истребителям.

Работа по созданию легкого боевого самолета (точнее - семейства самолетов - С-54, -55 и -56) ведется в ОКБ "Сухой". Первоначально программа С-54, реализация которой была начата в 1990 г., предполагала разработку сверхзвуковой учебно-боевой машины, предназначенной для подготовки летчиков-истребителей советских ВВС, а также для поставок на экспорт. При этом предусматривалось широкое использование научно-технического задела, полученного в ходе разработки истребителя Су-27. Однако успехи, достигнутые при создании модернизированных истребителей семейства Су-27 - Су-33, -33КУБ, -35 и др., достижения в области аэродинамики, электроники, двигателестроения, бортовых систем, позволили существенно расширить потенциал самолета, превратив его из учебно-боевой в полноценную боевую машину, по своим основным характеристикам не уступающую (или превосходящую) Су-27, но имеющую при этом вдвое меньшую массу и стоимость.

С самого начала самолет С-54 проектировался с учетом возможности корабельного базирования (с установкой складного крыла, тормозного гака, применением антикоррозийной защиты и т.п.). Такой подход конструкторов основан на учете мирового (главным образом, американского) опыта, в соответствии с которым значительно проще сделать из хорошего палубного самолета сухопутный, а не наоборот.

Технические решения, заложенные в проект корабельного истребителя С-56, позволяют увеличить "самолетовместимость" авианосцев в два - три раза, что резко повышает боевую эффективность корабельных групп, позволяя выиграть "борьбу на истощение" с авианосцами противника.

Требование обеспечения базирования на российском авианосце "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" определило массовые характеристики истребителя С-56. Дело в том, что аэрофинишерные машины, установленные на "Кузнецове", из-за своей инерционности просто не успевают раскрутиться, если масса садящейся машины составляет менее семи т: возникают недопустимо большие продольные перегрузки при торможении, что может привести к поломке самолета или травмам летчика. Исходя из этого, нормальная взлетная масса С-56 (с двумя ракетами класса "воздух - воздух" средней дальности и двумя УР ближнего боя) составила 12 т - немногим больше, чем у последних модификаций МиГ-21 (8 - 9 т).

Аэродинамическая компоновка С-54/55/56 близка компоновке самолета Су-33: цельноповоротные переднее и заднее хвостовое оперения, трапециевидное крыло относительно большого удлинения, плавно сопрягающееся с фюзеляжем, двухкилевое вертикальное оперение.

Однако есть и существенные отличия. По сравнением с последней машиной семейства "двадцать седьмых" - Су-ЗЗКУБ - аэродинамика нового легкого истребителя значительно улучшена. Крыло стало адаптивным, что значительно увеличило аэродинамическое качество. Для улучшения маневренных характеристик кили и подфюзеляжные гребни сделаны цельноповоротными и установлены на одной оси.

С-56 будет, без преувеличения, самым компактным истребителем в мире. Конструкторы поставили перед собой задачу "вписать" поперечное сечение самолета в "сложенном" виде в квадрат со сторонами 3х3 м. Этого удалось достичь за счет применения двойного складывания крыла, которое "ломается" по оси узлов крепления к фюзеляжу, а также в средней части консолей (при этом одна половина накрывает сверху другую). Еще одно оригинальное решение - "приседающее" шасси. Передняя опора убирается поворотом вперед, а основные опоры - поворотом назад. В полуубранном положении шасси самолет "садится" на своеобразный "шпагат", что ограничивает его стояночную высоту тремя метрами. Это позволяет по-новому подойти к размещению самолетов на авианосце.

Между ангарной и галерейной палубой авианосца может появиться еще одна легкая палуба, что обеспечит возможность приема на борт корабля в два - три раза большего числа истребителей. При этом не потребуется внесения сколько-нибудь серьезных изменений в конструкцию самолетоподьемников. Для размещения самолетов, имеющих большие габариты (например, Су-33) и вертолетов часть ангарной палубы может быть сохранена одноярусной.

При создании самолетов С-54/55/56 не предусмотрено столь широкое, как на американских истребителях пятого поколения F-22 и JSF, применение средств снижения радиолокационной заметности. В частности, вооружение, в отличие от американских машин, будет размещено лишь на внешних узлах подвески. В то же время радиолокационную заметность предполагается уменьшить приблизительно на порядок за счет более тщательного сопряжения подвесного вооружения и планера, снижения числа выступающих деталей, антенн, крепежа, применения радиопоглощающих покрытий и материалов и т.п.

На двухместном самолете С-55 принято поперечное размещение кресел летчиков (как на Су-24, Су-27ИБ и Су-ЗЗКУБ), что облегчает взаимодействие экипажа в полете и упрощает обучение летчиков. При этом, несмотря на малые размеры самолета, удалось сохранить расстояние между креслами, не меньшее, чем на бомбардировщике Су-24.

С-54 оснащен одним двигателем типа АЛ-31 с "трехмерной" системой управления вектором тяги. При нормальной взлетной массе обеспечена взлетная тяговооруженность, значительно больше единицы. В перспективе, при оснащении машины двигателем нового поколения, возможно достижение и сверхзвуковой крейсерской скорости. Во внутренних баках С-54 может размещаться 4500 кг топлива (для сравнения, вдвое более тяжелый американский истребитель F-15C "Игл" может брать на борт лишь 6100 кг керосина). Это, а также совершенная аэродинамика, обеспечили возможность достижения практической дальности, равной 4000 км (у F-15 без подвесных баков она составляет только 2000 км). Самолеты семейства С-54 планируется оснастить самым современным БРЭО. Диаметр радиопрозрачного обтекателя БРЛС в носовой части фюзеляжа равен диаметру обтекателя самолета типа Су-27 (порядка 1 м). Это позволяет установить на легкий истребитель мощную радиолокационную станцию с фазированной антенной решеткой, обеспечивающую дальность обнаружения воздушных целей, значительно большую, чем у таких самолетов, как F-16C или JSF. БРЛС будет дополнена новым оптико-электронным комплексом, включающим низкоуровневую ночную систему и способным работать как по воздушным, так и по наземным (надводным) целям.

Как и на других перспективных российских истребителях, на С-54 и его модификациях предполагается установить мощный бортовой вычислительный комплекс с отечественными процессорами, имеющими быстродействие в несколько десятков миллиардов операций в секунду. Информационно-управляющее поле кабины выполнено по новым принципам, с использованием многофункциональных цветных индикаторов, имеющих размер по диагонали, равный 14... 15 дюймов.

В кабине самолета планируется установить усовершенствованное катапультное кресло, являющееся дальнейшим развитием кресла К-36. Будет применен новый противоперегрузочный костюм и кислородная система летчика, обеспечивающие возможность ведения маневренного воздушного боя с перегрузками 10...12. Летчик получит и новый облегченный шлем, совмещенный с нашлемным индикатором.

При создании истребителя принимаются меры по значительному (на порядок) снижению численности наземного (корабельного) обслуживающего персонала.

Несмотря на экономические трудности, paботы по самолетам семейства С-54 продолжаются, однако реализацию проекта нужного ускорить, так как через несколько лет в состав индийского флота должен вступить переоборудованный в "полноценный" авианосец бывший авианесущий крейсер "Адмирал Флота Советского Союза Горшков".

С-56 является идеальной машиной для оснащения этого корабля, а также легкого "авианосца противовоздушной обороны", строительство которого планировано на индийской верфи, однако, если российская машина опоздает, на палубах индийских кораблей могут "прописаться" машины западного производства - например, французский "Рафаль" М, запущенный в серийное производство, или новые модификации "Харриера". То же самое может случит и в Китае, который в скором будущем также обзаведется собственными авианосцами. Ощущают потребность в самолетах такого класса и российские вооруженные силы. Появление в начале следующего десятилетия нового легкого и дешевого истребителя, проект которого уже достаточно глубоко проработан, позволило бы в короткое время увеличить боеспособность отечественных ВВС и морской авиации, а также укрепить позиции России на международном авиационном рынке.

Модификация   C-54
Размах крыла, м   9.80
Длина, м   12.30
Высота, м   4.47
Площадь крыла, м2   26.42
Масса, кг  
  пустого самолета   4790
  максимальная взлетная   9410
Тип двигателя   1 ТРДДФ Р-195ФС
Тяга, кгс  
  номинальная   1 х 4200
  на форсаже   1 х 6200
Максимальная скорость , км/ч  
  на высоте   1660
  у земли   1200
Практическая дальность, км   2000
Практический потолок, м   18000
Экипаж, чел   2

 

Источник сайт: www.airwar.ru

 
 
Головоломка Злая Пуля